Если учесть, что все шедевры отечественного кинематографа появились именно в Советскую эпоху, то правильнее всё-таки сказать «День советского кино». Как случилось, что всё цивилизованное человечество отмечает Международный день кино в декабре, приурочив его к дате первого публичного киносеанса, организованного братьями Люмьер, а мы считаем куда более важным в истории кинематографа другое событие? Все, кто видели советское кино, понимают, что это кино особенное, его не спутать ни с французским, ни с итальянским, ни с индийским, ни с американским, ни даже с российским. А если вспомнить награды, полученные нашими кинематографистами на международных фестивалях, и истории зарубежного проката наших фильмов, то сомнений в том, что мы в своё время достигли больших высот в этой области, вообще не останется.
О том, как создавались фильмы, ставшие сегодня классикой, написано и рассказано очень много. Сегодня хочется упомянуть о другом: благодаря чему в такой стране, как Россия, после прихода к власти теперь непопулярных большевиков возникло всё то, что мы знаем как Советское кино.
Часто полагают, что началось всё со знаменитого высказывания вождя революции, некогда озвученного в беседе с наркомом просвещения молодого советского государства: «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Понимание огромной силы воздействия киноискусства на массы трудящихся пришло к большевикам не сразу. А кинематографисты того времени видели кино, скорее, как коммерческий аттракцион, нежели как средство воспитания и просвещения. Именно по причине недооценки роли кино в общественной жизни, кинодело в стране после революции продолжало развиваться, по большей части, лишь как способ развлечения публики, не особо требовательной к содержанию зрелища. Вряд ли любимое нами Советское кино смогло бы возникнуть и вырасти в таких условиях. Кино бы, конечно, было, но каким бы оно стало, пройдя путь до сегодняшнего дня? Возможно, и зарубежное кино не достигло бы своих высот, не чувствуя конкуренции с советскими кинолентами?
Ощущение того, что от кинематографа больше вреда, чем пользы, и вред этот губит все планы по строительству общества нового типа на корню, пришло к большевикам хоть и не сразу, но очень своевременно. Показательно, что в этом вопросе их взгляды мало отличались от мнения императора Николая II, который в своё время неоднократно отмечал особо вредное влияние кинематографа на молодёжь и даже дал своё согласие на национализацию кинодела в стране в условиях войны (в начале 1916 г). Решительных действий к реализации такого намерения не последовало, и кинодельцы в России продолжили своё пагубное и разлагающее влияние. В отличие от монарха строители светлого будущего не были намерены мириться с очередным пороком и терпеть его присутствие как неизбежность, привнесённую прогрессом. Видя огромную силу воздействия на сознание народных масс и понятность кинематографического языка для широких слоев общества, большевики решили использовать кино как инструмент воспитания и просвещения. Так в первые месяцы Советской власти при Отделе внешкольного образования Наркомпроса был создан подотдел кино (Киноподотдел), который на первых порах и занимался этим серьёзным вопросом.
|
Кинематограф в начале ХХ века. Рекламное объявление в журнале Вокруг света (1908 г.) по духу очень напоминает те, что появились в период перестройки в видеосалонах. |
Чтобы получить сколько-нибудь ощутимые результаты в масштабах страны, молодому советскому кинематографу нужно было преодолеть большие трудности, связанные, в первую очередь, с нежеланием кинопредпринимателей сотрудничать с новой властью и несогласием с новой ролью, отведённой для кино в новом обществе. Вопрос сдвинулся с мёртвой точки после принятия программы партии, ряда резолюций и постановлений на VIII съезде РКПб в марте 1919 года, где кинематографу была определена особая роль в деле просвещения и воспитания. В результате, 27 августа 1919 года вышел декрет СНК РСФСР о национализации кинодела, согласно которому все кинематографические и фотографические предприятия на территории страны передавались в ведение Народного комиссариата по просвещению.
Именно с этого дня начинается история Советского кино. В стране шла гражданская война. При огромном дефиците материальных ресурсов и квалифицированных кадров Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО), действующий с мая 1918 г. как отдел Наркомпроса, получил в своё распоряжение остатки кинопредприятий, разграбленных прежними владельцами, не пожелавшими расстаться со своей собственностью, и в таких тяжелейших условиях начал заниматься организацией нового, очень необходимого для России на тот момент дела.
Позже, А. В. Луначарский вспоминал слова Ленина, произнесённые в 1922 году: «Если Вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то не важно, что для привлечения публики пойдет при этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место. По мере того как Вы встанете на ноги, благодаря правильному хозяйству, а может быть, и получите при общем улучшении положения страны известную ссуду на это дело, Вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще более того — в деревне...».
Спустя 60 лет, в 1979 году, когда уже были все основания считать задачу, поставленную перед советским кинематографом выполненной, Президиум Верховного совета СССР указом от 29 августа учредил ежегодный праздник День советского кино 27 августа.
|
В 80-ых событие было увековечено мемориальной доской в фойе одного из ленинградских кинотеатров. Сам кинотеатр, как и многие другие теперь, не действует. |
Крупнейшая в мире киносеть Советского Союза насчитывала порядка 157 000 киноустановок. Как в те времена, так и сегодня, это является заоблачной мечтой любой кинопрокатной компании. Кинотеатры, кинозалы и киноустановки действовали практически во всех городах, посёлках и сёлах страны, на водном и железнодорожном транспорте, на предприятиях, в военных частях и в учебных заведениях, обеспечивая возможность увидеть тот или иной фильм даже в самых отдалённых уголках нашей необъятной Родины.
Для сравнения: сегодняшний российский кинобизнес, представленный несколькими частными сетями и отдельными кинотеатрами, в общей сложности насчитывает не более 2 300 действующих кинозалов. Крупнейшая российская сеть «Синемапарк» имеет в своём распоряжении 281кинозал. Учитывая, что современные кинотеатры делают многозальными (бывает что число залов в одном кинотеатре доходит до 10-15 шт.), можно констатировать факт наличия кинопоказа только в крупных городах и посёлках РФ, а на основной части территории страны полное отсутствие возможности увидеть какой-либо фильм на большом экране.
Советские кинозалы при столь большом их количестве не испытывали дефицита в публике. Часто полагают, что это вызвано отсутствием в той эпохе интернета и наличием ограниченного количества программ на телевидении. Но есть мнение, что это связано с особым качественным содержанием тех фильмов, которое в сегодняшней кинопродукции полностью утрачено. После появления телевидения в капиталистических странах, в частности в США, число зрителей в кинотеатрах сильно сокращалось. В СССР этого не произошло.
|
Афиши кинотеатра Родина (Запорожье начала 60-ых) |
|
|
Концертный ансамбль и читальный зал рижского кинотеатра «Комъяуниетис» (1952 год) |
Поход в кино для советского человека, в отличие от современного, был ещё и культурным мероприятием. |
|
Каким-то чудом сохранившийся стенд в кинотеатре Авангард, город Серебрянск (Восточно-Казахстанская обл. 2009 г.) и альбом из законсервированного кинотеатра «Минск» в Москве (2009 г.) |
|
Стенды и витрины отечественных кинозалов когда-то наполнялись содержанием не менее интересным, чем сами фильмы, представляемые широкой публике, а профессиональный эстрадный оркестр был обязательным атрибутом многих кинотеатров. |
|
Совсем недавно, в январе, свой 90-летний юбилей отметила первая фабрика Госкино СССР, она же крупнейшая киностудия страны, легендарный и всемирно известный «Мосфильм». Далее некоторые фотографии из архива журнала LIFE, выполненные Дмитрием Кесселем в цехах и на съёмочных площадках Мосфильма в 60-ых годах ХХ века. Часть из них вошли в двадцатистраничный репортаж, посвящённый главной киностудии СССР, опубликованный в журнале LIFE, 7 апреля 1967 г. В оригинале его можно посмотреть здесь.
Этапы работы над фильмом «Война и мир» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Советская актриса не обязана быть сексапильной. Светлана Светличная прекрасна, но ценным активом «Мосфильма» она - в свои 25 – стала, прежде всего, благодаря своему таланту», - писал американский журнал LIFE в 1967 г. (фото сделано на съёмочной площадке фильма Стряпуха). |
Лариса Шепетько и Элем Климов в период работы над фильмами «Крылья» и «Похождения зубного врача»
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Александр Зархи и Ия Саввина работают над фильмом «Анна Каренина» |
|
|
|
Маргарита Пелихина на съёмках фильма «Дневные звёзды» |
Александр Алов и Владимир Наумов в работе над фильмом «Скверный анекдот» |
|
|
На съёмочных площадках фильма «Директор» |
|
|
|
|
|
|
|
|
Аждар Ибрагимов руководит процессом на съёмках фильма «26 бакинских комиссаров» |
|
|
|
|
Работа над фильмом «Андрей Рублёв» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На съёмках фильма «Девочка на шаре». Часто говорят, что Ленин отмечал особую роль среди искусств не только для кино, но и для цирка, который в советскую эпоху также был в большом почёте и достиг своих высот. Этот фильм – одно из подтверждений тому. |
|
«Сказка о царе Салтане» |
|
|
|
|
«Айболит-66» - на съёмочной площадке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Советские фильмы для детей это не просто кино мирового уровня, это ещё и кино на все времена. Даже ярый антикоммунист Папа Римский Иоан Павел II под впечатлением от произведений нашей отечественной мультипликации рекомендовал показывать детям советские мультфильмы, дабы воспитывать их в духе гуманизма.
С фотографиями Дмитрия Кесселя о Мосфильме можно познакомиться набрав в поиске картинок гугла или яндекса mosfilmsource:life В репортаже так же использованы фото с сайтов: http://www.kinotehnik.net/, http://www.rigacv.lv/, http://urban3p.ru/ и http://www.life.zp.ua
А продолжение, возможно, последует!